Анализ работы школы за 2008-2009 уч. год

  1. Нормативно-правовое обеспечение образовательной деятельности школы
  2. Социальный паспорт школы
  3. Обучение. Результативность
  4. Анализ работы по целевым программам
  5. Качество преподавания
  6. Кадры
  7. Анализ методической работы
  8. Воспитательная работа
  9. Информатизация
  10. Внутришкольный контроль
  11. Группа продлённого дня
  12. Выводы и рекомендации

Нормативно-правовое обеспечение образовательной деятельности ОУ.
В течение 2008-2009 учебного года деятельность педагогического коллектива школы была направлена на выполнение и обеспечение закона РФ «Об образовании», «Кон-цепции модернизации российского образования».
В своей работе школа руководствовалась типовым положением об образовательном учреждении, Уставом школы, инструктивно-методическими документами вышестоя-щих органов образования, локальными актами и положениями.
В течение 2008-2009 учебного года был принят ряд локальных актов: «Положение о стимулировании заработной платы», «Положение об инспекционно-контрольной дея-тельности», дополнен коллективный договор.

Социальный паспорт школы.
На начало года в школе обучалось 237 учеников, работало 9 классов-комплектов, 9 групп продленного дня.
Согласно социологическому паспорту школы, контингент учащихся представлял собой:

По сравнению с предыдущим учебным годом социально неблагополучных семей увеличилось на 2 % и стало 85%.
Социальным педагогом школы в течение года уделялось особое внимание систематической работе с опекаемыми семьями: а также учащимся, со-стоящим на внутришкольном учете: Основными причинами постановки на внутришкольный учёт являются пропуски уроков и неуспеваемость, нарушение дисциплины, курение в школе, агрессивное поведение. В целях прохождения учащимися учебной программы за учебный год была организована семейная форма обучения для В результате Добровольская переведена в вечернюю школу, Райкова окончила школу, Вознесенский оставлен на повторный год обучения по причине систематических пропусков.
В течение года эффективной мерой по профилактике отклоняющегося поведения стали заседания Совета профилактики школы (1 раз в месяц). Всего было приглашено 22 учащихся и их родители. На заседания КДН администрации округа было приглашено 7 человек.
Учащимся школы оказывалась необходимая социальная помощь и поддержка. Многие многодетные и малообеспеченные семьи стоят на учёте в соц. Защите и получают материальную помощь. С 01.10.08 в школе было организовано бесплатное питание (завтрак и обед) в количестве 40 человек.
Всего учащихся – 240 человек.
Всего охвачено горячим питанием – 228 человек.
Из них: завтраки – 45, Обеды – 22, Завтраки и обеды – 161.
Всего детей в группах продлённого дня получающих питание - 185. В течение учебного года контингент учащихся был сохранен и составил 240 человек. Отсева учащихся по неуважительным причинам в течение учебного года не было.

Обучение. Результативность.
На начало 2008-2009 учебного года в школе обучалось 237 учащихся, на конец года – 240 учащихся.
Движение учащихся в 2008-2009 учебном году

ОШ1
Прибыли
Выбыли
Кол-во уч-ся на конец года
Всего
Из них
В ОУ города
В ОУ других территорий
В ПУ, ВСШ, проф.лицеи, колледжи
В спец.
учреждения
1 кл - 24
3
1
1
27
2 кл - 27
2
3
1
2
25
3 кл - 25
4
2
1
1
27
4 кл - 30
1
1
29
Всего - 106
9
7
4
3
108
5 кл - 26
2
28
6 кл - 27
1
1
1
27
7 кл - 22
2
2
1
1
22
8 кл - 31
1
1
30
9 кл - 25
1
1
1
25
Всего - 131
6
5
3
3
132
Итого - 237
15
12
6
6
240


Причинами движения стала в основном смена места жительства учащихся. Отчисленных нет. Учебный план школы на 2008-2009 учебный год был составлен на основе федераль-ного базисного учебного плана и регионального учебного плана и сохранял в необхо-димом объеме содержание образования, являющееся обязательным на каждой ступени обучения. При составлении учебного плана соблюдалась преемственность между 1-2 ступенями обучения и классами, сбалансированность между предметными циклами, отдельными предметами.
В соответствии с требованиями регионального учебного плана, осуществлялось обучение с использованием:

Школьный компонент был распределён на изучение «Мировой художественной культуры» в 5 классах, ОБЖ в 2-6, 8-9 классах, химии – в 8 классе, ППП – в 9 классе. В 2008-2009 учебном году 1 класс занимался в режиме 5-дневной недели, 2-9 классы – в режиме 6-дневной недели. Режим работы и расписание уроков были согласованы с Роспотребнадзором.
Учебные программы по предметам по содержанию и количеству часов были выпол-нены на 100% в начальной школе. В среднем звене сохраняется проблема дефицита часов по объективным причинам. Однако за счет дополнительных часов, консульта-ций, часов повторения и уплотнения учебного материала содержание программ по предметам выдано. Исключение составила физкультура. Программа по физической культуре Программа выдана на 73%, причина: отсутствие спортзала. По физике – на 100%, кроме практической части, по причине ухода учителя в декретный отпуск. По музыке - в 5-8 классах программа выдана на 71 %, причина: отсутствие учителя. В результате всего количество часов, выставленных на замещение – 751, количество заме-щенных часов – 458 (61%). Наибольшее количество часов, выставленное на замещение по русскому языку, литературе – 89 часов ( учитель Ерзикова Т.М.), немецкому языку – 137 часов (учитель Ураксина Л.А.), технология – 88 часов (учитель Дутчак О.Б.), по физкультуре – 161 час (учитель Берг В.В.).
В 2008-2009 учебном году в школе проводилась полугодовая текущая аттестация учащихся с обязательной сдачей экзаменов по определённым предметам (см. «Поло-жение о текущей и промежуточной аттестации учащихся 1-9 классов»). Перечень экзаменов, сдаваемых учащимися в каждом классе, был установлен решени-ем Методического совета (протокол № 5 от 27 марта 2009 года) на основании «Поло-жения о текущей и промежуточной аттестации учащихся 1 – 9 классов основной об-щеобразовательной школы № 3», по результатам диагностических, текущих кон-трольных работ, с учётом объёма учебной нагрузки по предмету. Экзаменационный материал был составлен с учётом ГОС, обсуждён на методических объединениях, ут-верждён директором школы.. Основными формами экзаменов были утверждёны экзамен по билетам, тестирование - по устным предметам, контрольная работа, тест – по письменным. Для более эффективной подготовки учащихся 8 класса к ГИА в новой форме основной формой экзамена было определено тестирование (п/с № 3 от 26.03.2009 г.). Для учащихся 1 класса итоги письменных и устных экзаменов оценивались в зачётной форме (зачёт/незачёт). В экзаменационном материале один из во-просов билета имел практическую направленность.
Экзамен сдавало – 206 человек (95 %).

Мониторинг итогов весенней сессии – 2009 по предметам

Класс
Предмет
Кол-во детей по списку
Кол-во учащихся, сдававших экзамен
Качество знаний (в %)
без учёта пересдачи экзамена
Успева
емость
(в %)
Средний показатель
качества в классе
Средний показатель
успева
емости в классе
1 класс
Русский язык
27
26
98%
98%
Математика
26
98%
2 класс
Русский язык
25
25
60%
100%
61,5
100%
Математика
25
63%
100%
3 класс
Русский язык
27
26
50%
98%
48%
99%
Математика
26
46%
100%
4 класс
Русский язык
29
29
61%
100%
58%
99%
Математика
29
58%
100%
5 класс
Математика
27
27
33%
100%
36,5
99%
История
27
40%
98%
6 класс
Русский язык
26
24
16%
100%
50%
100%
Иностранный язык
24
66%
100%
География
24
68%
100%
7 класс
Русский язык
21
21
36%
98%
36%
99,3%
Литература
20
31%
100%
География
21
38%
100%
8 класс
Русский язык
28
27
40%
100%
50%
99%
История
27
44%
98%
Биология
27
74%
100%
Итого
206
47%
99%

Сопоставление результатов экзаменов и учебного года

Показатели
Зимняя сессия
Весенняя сессия
2008-2009
% качества знаний
49%
47%
31%
% успеваемости
96%
99%
97%


Вывод: в течение 3-х лет сохраняется тенденция расхождения показателей сессий и итогов года, при этом результаты сессий на 10-18% превышают показатели качества знаний.

Результаты 2008-2009 учебного года
По результатам учебного года в школе: из 240учащегося аттестованы 236 (98%). на повторный год оставлены - 4:

ФИО ученика
Класс
Причина повторного обучения
Булычева Светлана
1
систематические пропуски уроков по болезни и без уважительной причины
Долгова Надежда
7
Неуспеваемость по причине периодических пропусков уроков
Бадоян Алекс
7
7 вид обучения
Вознесенский Илья
9
Непосещение учебных занятий в тече-ние года


Закончили учебный год:
на «5» - 2 человека (Пущаева Т. – 2 класс, Воробьёв С. – 5 класс)
на «4» и «5» - 64 человека (30%)
В целом качество знаний по итогам учебного года по школе составило:
1-4 кл. – 45 % (выше на 3%)
5-9 кл. – 22% (меньше на 1%)
по школе – 31% (больше на 0,6% по ср. с пр. годом).
успеваемость
1-4 кл. – 99 % (= прошлому году)
5-9 кл. – 95% (= прошлому году)
по школе – 97% (больше на 2% по ср. с пр. годом).



Наиболее высокие показатели качества знаний обнаружили учащиеся следующих классов:
2 класс – уч. Антонова В.И., Восп. Дутчак О.Б, Королихина М.В..
Качество – 56%, Успеваемость – 100%.
4 класс – уч. Камаева Е.Р., Восп. . Попкова И.В.
Качество – 41%, Успеваемость – 100%.
100% успеваемости показали учащиеся 3, 5, классов.
Самое высокое качество ЗУН в 1 звене – у учащихся 2 кл. (56%), во 2 звене – 5 кл. (32%).

Анализ итоговой аттестации учащихся 9 класса
Государственная (итоговая) аттестация выпускников 9 классов в 2008-2009 учебном году проведена в соответствии с нормативно-правовыми документами федерального, регионального, муниципального и школьного уровней образования. На конец 2008 -2009 учебного года в 9 классе обучалось 25 учеников. Были допущены к итоговой ат-тестации 24 учащихся, не допущен – 1 (Вознесенский И.), успешно ее выдержали и по-лучили документ об образовании соответствующего образца – 24 человека. Учащиеся 9 класса сдавали два обязательных письменных экзамена (русский язык и математика) в форме экзаменационной контрольной работы и изложения с элементом сочинения, экзамен по физкультуре с обязательной сдачей теории (тест) и практики. Для итоговой аттестации выбрали 7 предметов для экзамена по выбору (данные в таблице). Наиболее популярными предметами для итоговой аттестации за курс полной школы у учащихся 9-х классов оказались география (19 человек, что составляет 75 % выпускников), обще-ствознание (12 человек, что составляет 50% выпускников). Набор популярных предме-тов в общем ежегодно повторяется с небольшими изменениями. Члены экзаменацион-ных комиссий отметили низкий уровень работ по русскому языку, устных ответов по обществознанию.

Результаты сдачи экзаменов учащимися 9-х классов за 2008 – 2009 г

Предмет
Колич
ество сдава
вших
Получили
Подтв
ердили годовую отметку
Повыс
или годовую отметку
Пониз
или годо
вую отметку
% кач
ества
% сдава
вших
«5»
«4»
«3»
Русский язык
24
1
13
10
17
4
3
58%
100%
Алгебра
24
4
6
14
20
2
2
42%
100%
Физкультура
24
7
13
4
16
5
3
92%
100%
География
18
2
10
12
15
1
2
67%
75%
Биология
7
5
2
7
71%
29%
Обществознание
12
1
1
10
9
2
1
17%
50%
Иностранный язык
6
2
2
2
6
67%
25%
История
2
2
1
1
%
0,08%
Геометрия
3
3
2
1
67%
0,13%

Вывод:
В основном учащиеся подтвердили свои годовые оценки, хотя по алгебре, русскому языку и физкультуре имелись расхождения в оценках по сравнению с годо-выми. В среднем подтвердили годовую оценку - 74%, повысили годовую оценку – 15%, понизили годовую оценку – 11%.
Экзаменационный материал был подготовлен учителями своевременно, утвержден на методических объединениях, нормативные документы оформлены в срок, для учителей и учащихся были оформлены стенды в соответствии с инструкцией. Из 24 учащихся 9 класса 24 успешно овладели требованиями программ по всем предметам.

Анализ работы педагогического коллектива по целевым программам

Программа «Одарённые дети».

Среди задач программы были обозначены:
  1. Выявление способных и одарённых детей .
  2. Обеспечение реализации способностей в научно-поисковой, научно-аналитической и творческой деятельности.
  3. Обеспечение развития способностей учащихся в избранной ими области знаний, культуры и искусства.
  4. Воспитание устойчивого интереса к самообразованию, саморазвитию.
  5. Формирование компетентностей и качеств, необходимых ребенку для успешной самореализации.
Содержание программы реализовывалось через следующую деятельность пед-коллектива:

Программа «Предпрофильная подготовка учащихся»

Предпрофильная подготовка учащихся 9 класса в 2008-2009 учебном году проводилась согласно учебному плану. Учебный план включал в себя: В рамках учебной программы «Твоя профессиональная карьера» были реализованы курсы: Курс «Создание сайта» и «Психология общения» не был реализован в связи с отсутствием технической возможности и кадров. Курс «Психология общения» был заменён на курс «Изучаем Конституцию» - выдано 14 часов. Таким образом, по плану курс «Твоя профессиональная карьера» предполагал 34 часа, фактически выдано – 28 часов.
Качество знаний учащихся – 64%, Успеваемость – 96%.
Курс «Информационная работа и профильная ориентация» был рассчитан на 34 часа и реализован в полном объёме. Учащиеся ознакомлены с образовательной картой города, получили представление о Учащиеся 9 класса приняли активное участие в профориентационной акции «Выбор – 2009», включавшей в себя: Программа «Курсы по выбору», реализованная за счёт часов технологии.
Содержание программы составили курсы: В своих анкетах учащиеся 9 класса отмечают практическую пользу курсов как в образовательном, так и в профориентационном планах, значительную помощь в самоопределении после школы, повышение информационной компетентности.
Качество знаний учащихся – 56%, Успеваемость – 96%
По итогам занятий была проведена диагностика профессионального самоопределения выпускников. В исследовании принимало участие 23 человека (96%). Диагностика показала, что:
  1. Определились с выбором профессии – 17 человек
  2. Профессия, выбранная учащимся, совпадает с профессией, которую советуют избрать родители – 11 человек
  3. Имеют представление о профессии – 11 человек
  4. Осознают, что следует предпринять для того, чтобы освоить эту профессию – 11 человек
  5. Имеют представление о трудностях при получении профессии – 13 человек
Среди профессий, которые выбирают учащиеся, Для получения дальнейшего образования учащимися определены:
  1. Лицеи № 10, 47, училище культуры – 16 человек
  2. Педагогический колледж – 2 человека
  3. Железнодорожный техникум – 1 человек
  4. Автодорожный техникум – 2 человека
  5. Колледж статистики и информатики – 2 человека
  6. Юридический колледж - 1 человек
  7. ОУ в других регионах - 1 человек
Итоги предпрофильной подготовки были заслушаны на педагогическом совете № 4 21.05.2009 г. Учащимся были выставлены итоговые оценки.
Качество знаний учащихся – 64%, Успеваемость – 96%
Предпрофильное обучение учащихся 9 класса на базе школы в 2008-2009 учебном году осуществлялось впервые. В ходе организации, реализации содержания обучения администрация столкнулась с рядом проблем:
• недостаточная материально-техническая база • отсутствие кадров.
Администрация также считает, что следует расширить проведевтический курс пред-профильной подготовки и включить его блоки в учебные курсы или внеклассную работу с 1 по 8 класс.

Качество преподавания
Контроль за качеством преподавания включал с себя такие направления, как:

Всеми педагогами к началу учебного года было создано календарно-тематическое планирование в соответствии с учебными программами. Учебно-методический ком-плекс был полностью обеспечен. Учебной литературой учащиеся были обеспечены за счёт школьного фонда и родительских средств.
В течение учебного года на контроле администрации и методического совета школы находился ряд вопросов, обеспечивающий необходимый уровень преподавания: вы-полнение программ по предметам, материально-техническая обеспеченность, методи-ческая организация УВП и др. В комплексе с решение иных задач было осуществлено изучение уровня преподавания по всем предметам в основной школе (русский язык, литература, математика, информатика, химия, физика, биология, география, история, обществознание, физкультура, ИЗО), по математике, иностранному, русскому языкам, литературному чтению в начальной школе. В результате наблюдения, срезов, посеще-ния уроков, проведения процедур аттестации были сделаны выводы о недостаточности материально-технической базы (так, например, возникали проблемы при использова-нии компьютерной техники на уроках, обозначился дефицит наглядных пособий – карт, таблиц, схем - по истории, нет условий для проведения химических и физических опытов). В 2008-2009 учебном году школой получен кабинет биологии.
Работа молодого специалиста воспитателя Асташовой А.Н была отслежена в ходе ат-тестации на 2 квалификационную категорию.
В течение учебного года регулярно отслеживалась работа педколлектива со слабоуспевающими и неуспевающими учащимися, так как таковых количество не уменьшается по сравнению с предыдущими годами. В систему были введены новые формы работы и отчётности, а также на первом месте оставалась индивидуальная работа классно-го руководителя по предупреждению непосещаемости, пропуска уроков без уважи-тельных причин, предупреждению конфликтного поведения, педагогической запущенности. Здесь следует отметить недостаточность только урочной работы с подобным контингентом, при этом школа с продлённым днем располагает возможностью дополнительной помощи детям со слабыми возможностями, которых в каждом классе не менее 5-8 человек.

Кадры
В 2008-2009 учебном году в школе работало 22 педагога. Из них:

Курсовую подготовку в 2008-2009 году прошли 6 человек (27%): Аттестацию на первую категорию прошло 2 человека, на вторую категорию – 2 человека.

Анализ методической работы
В 2008-2009 учебном году методическая работа педколлектива строилась на основе заложенных в программу развития принципов, целей и задач.
Приоритетными остались направления:

  1. Создание поля выбора для ученика школы в интеллектуальной, творческой, развивающей деятельности в условиях школы полного дня.
  2. Организация условий для инновационной педагогической деятельности.
Педколлектив работает по программе развития школы 2-й год. Большую роль в её реализации играет именно методическая работа. Её руководством занимается методи-ческий совет. Методическая работа школы включала следующие направления:
  1. организация экспериментальной деятельности,
  2. обеспечение условий для совершенствования профессионального мастерства учителя,
  3. оказание помощи учителю в работе по самообразованию,
  4. информационное обеспечение образовательного процесса,
  5. обобщение и распространение педагогического опыта,
  6. организация внеклассной работы по предметам,
  7. обеспечение контрольно-аналитической экспертизы.
Современные условия диктовали новые для коллектива методические задачи. Коллектив школы работал над повышением уровня компьютерной грамотности: был проведен семинар «Роль и функ-ции ММ-ресурсов в образовательном процессе», даны мастер-классы «ММ-ресурсы на уроке», «Интерактивная доска (практикум для педагогов)».
Результатом целенаправленной работы можно считать то, что педагоги стали активнее использовать в педаго-гической деятельности компьютер в качестве не только пишущей машинки, но и обучающего ММ-ресурса (на мастер-классах подробно шла речь о качестве и возможно-стях ЦОР);
небольшое количество педагогов, среди которых Глазунова М.В., Исмагилова В.Х., Камаева Е.Р., Рапоткина Н.Н. включили в урок элементы работы с интерактивной доской.
82% педагогов владеют программой «Microsoft Word», 43% - программой «Excel», другими программами – 45%.
В 2008-2009 учебном году был составлен график проведения уроков с использованием ИКТ, которого придерживались большинство педагогов. Открытые уроки с использованием ИКТ были даны Ураксиной Л.А., Ерзиковой Т.М., Дутчак О.Б..
Решению задачи повышения методического мастерства педагогов способствовали педагогические советы: В рамках педсоветов и самообразования педагогами были изучены особенности диагностики и мониторинга как педагогического инструментария, а также принято решение о создании педагогами своей системы мониторинга; изучены принципы и особенности организации работы по подготовке к ЕГЭ в средней школе, определены возможности адаптации подготовки к новой форме итоговой аттестации в 9 классе; значительное место на педсовете было уделено изучению теста как обучающего и кон-трольноизмерительного материала. Результаты теоретических размышлений нашли отражение и в практической деятельности коллектива на методическом уровне.
Педагоги начальной школы и основного звена активно стали включать в урок тестирование, использовать его в качестве контрольного материала, а также учащимся 8 класса именно тестирование было предложено в качестве экзамена за курс 8 класса по русскому языку, истории, биологии.
Проведение экзамена было максимально приближено к условиям ГИА: тесты включали три блока заданий, ответы вносились на специаль-ный бланк. Наблюдения администрации, ассистентов на экзамене показали, что учащиеся владеют навыками работы с тестом, умеют пользоваться инструкцией, в основной массе могут экономично использовать время работы с тестом. Таким образом, коллективу следует продолжить работу в заданном направлении в следующем учебном году.
Педагоги продолжили сотрудничество внутри проблемных групп. Результативность работы МО и ПГ оказалась далеко не одинаковой по качеству. Сравнительно активной была работа МО учителей естественно-математического и гуманитарного цикла: выполнен план работы МО, педагоги этих МО активно принимали участие в педсоветах, семинарах, мастер-классах.
В 2008-2009 учебном году учителя МО естественно-математического цикла ставили перед собой цель: развитие нравственной, гармоничной, физически здоровой лич-ности, способной к самоопределению.
Среди основных задач МО были:
  1. Работать над созданием условий для развития творческих начал в каждом ученике.
  2. Использовать современные технологии, способствующие максимальному раскры-тию потенциала ученика.
Было проведено 5 заседаний МО, на которых рассмотрены вопросы по проектным технологиям, использовании ИТ в образовательном процессе, о стандартах нового по-коления. Не был рассмотрен вопрос о дистанционном обучении (анализ работы МО прилагается). Анализируя свою деятельность по разным направлениям, руководитель МО Исмагилова В.Х. отмечает недостаточную активность в мероприятиях на уровне округа и города, заочных и дистанционных конкурсах, недостаточность подготовленности учащихся к школьным олимпиадам. МО учителей начальных классов под руководством Васильченко Л.П. работает по УМК «Гармония». В анализе работы за год отмечено, что в 1-4 классах по всем предметам программа пройдена. Педагоги встретили трудности в адаптации учащихся 1 класса в школе, привитии навыка учиться самостоятельно, добывать информацию, в создании в классе комфортного микроклимата для всех. МО ориентировало свою работу на внедрение и развитие целевой программы «Проекты», т.к. все учителя МО входят еще и в ПГ «Проекты». Это позволяет МО реализовать многие задачи и достичь результата. Так учащиеся 3 класса участвовали в проекте МО учителей гуманитарного цикла работали над проблемой «Внедрение новых педагогических технологий как средство повышения качества образования».
На заседаниях были рассмотрены такие вопросы:
  1. Гуманитарные компетентности, заложены в ГОС по предметам гуманитарного цикла.
  2. Гуманитарные компетентности учителя.
  3. Мониторинг в педагогической системе
  4. ЕГЭ как форма итоговой аттестации.
Педагоги отмечают интересные мероприятия в рамках недели русского языка и литературы с посещением Театра музыкальной комедии, когда и ребята, и педагоги получили возможность посмотреть спектакль «Ночь перед Рождеством». Традиционно под руководством педагогов МО учащиеся приняли участие в заочных конкурсах «Русский медвежонок», «Золотое руно». Все педагоги дали открытые уроки в День открытых дверей школы, представили работы учащихся в НПО «Олимп». Руководитель МО Анисимова И.В. отмечает, что педагоги МО решают на уроках и во внеклассной рабо-те ту проблему, которая заявлена МО путём использования ИКТ, уровневой дифференциации. При этом педагогов по-прежнему волнует неустойчивая мотивация учащихся к предметам гуманитарного цикла, слабо развитая монологическая речь, отсутствие интереса к чтению и книге. Не всё, что было запланировано, выполнено. В част-ности, не были созданы статьи по актуальным педагогическим проблемам, встреча-лись проблемы в организации и взаимодействии при проведении мероприятий.
Руководитель МО классных руководителей Салихова Г.М., пройдя в ноябре проблемные курсы, связанные с деятельностью современного классного руководителя, делилась с коллегами новинками методической работы классного руководителя. На заседаниях МО классные руководители рассматривали различные вопросы, среди которых и система диагностики и мониторинга в работе классного руководителя. В конце учебного года каждому классному руководителю была предложена анкета, нацеливающая на анализ и самоанализ педагогической деятельности.
Администрация школы отмечает слабую организацию и продуктивность работы в 2008-2009 учебном году МО воспитателей. Руководителем МО Дутчак О.Б. не предоставлен анализ работы МО за год. Очевидно, воспитатели не задумываются всерьёз о результатах работы, не стремятся обобщить опыт и поделиться им с коллегами. Необходимо исправить ситуацию, относиться к самоанализу и анализу педагогической деятельности как к серьёзному условию успешной работы с детьми и собст-венного профессионального роста.
Анализируя работу проблемных групп в 2008-2009 учебном году, которая является основой реализации одного из направлений программы развития школы, следует отметить, что те группы, которые активно и заинтересованно включились в работу с самого начала работы над программой, на данный момент могут представить определённые результаты.
Это ПГ «Проекты» (руководитель Баева Е.Н.), «Технологии уровневой дифференциации» (руководитель Ураксина Л.А.), «Информационные технологии» (руководители Рапоткина Н.Н., Исмагилова В.Х.). О работе ПГ «Проекты» шла речь выше.
ПГ «Технологии уровневой дифференциации» целью работы видит формирование ключевых компетентностей. Педагоги группы дают открытые уроки (Ерзикова Т.М., Ураксина Л.А.), предлагают опыт по тестовой аттестации учащихся, зачётной системе контроля усвоения знаний. Оценивая результативность работы, участники ПГ говорят о том, что уровень сформированности ключевых и специальных компетентностей у учащихся (учебно-познавательных, коммуникативных, информационных, рефлектив-ных, технических) в среднем составляет 89%.
Продуманной и результативной в 2008-2009 учебном году была работа ПГ «Информационные технологии». Несмотря на уход в декретный отпуск руководителя Рапоткиной Н.Н., ПГ продолжила работу. В своём творческом отчёте педагоги пишут:
Проектора боялись и краской заливались, А в интер-доску мы смотрели, Глазами хлопали и млели: Ах, ах ну что за чудо? Ну кто придумал это чудо-юдо? Но страх прошёл, пришло смиренье И в то же время целеустремленье, Что всё получиться, лишь стоит захотеть И очень много попотеть…

Своим энтузиазмом эта проблемная группа зажигает других. Если в 2007-2008 учеб-ном году в состав этой проблемной группы входило 2 человека, то в 2008-2009 – уже 4. Накопленные за 2 года работы теоретические знания участники группы реализуют на практике.
Ими проведены: Согласно диагностике, включающей такие компетентности учащихся, как умение обрабатывать и применять текстовую информацию, графическую информацию, самостоятельно находить информацию согласно поставленной учебной задаче, умение разрабатывать и применять в своей деятельности мультимедийные технологии, знание компьютерных коммуникаций и владение ими, умение отбирать качественный материал и др.
Поскольку диагностика на стадии исходных данных, то делать выводы преждевременно, но база для мониторинга заложена. При этом ПГ пришла к выводу, что учащиеся основной школы владеют вышеперечисленными компетентностями на достаточном уровне в 5 классе – 30% учащихся, в 6 классе – 34%, в 7 классе – 46%, в 8 классе – 73%, в 9 классе – 49%.
ПГ «Игровые технологии», участниками которой являются воспитатели школы, не представили анализа работы и творческий отчёт.
В 2008-2009 учебном году продолжена работа по системе «Открытый урок», основными задачами которой попрежнему оставались обучение и стимулирование педаго-гов к творчеству, распространение опыта.
Оценить работу можно возможно по следующим показателям в сравнении с прошлым годом

Показатели
Планируемый результат
Результат 2007-2008 учебного года
Результат 2008-2009 учебного года
Участие педагогов в конкурсах различного уровня
50%
17%
41%
Участие в подготовке и проведении педсоветов и семинаров
100%
92%
60%
Участие в мастер-классах
50%
30%
22%
Включение в открытый урок ИКТ
40%
24%
36%
Выступление молодых педагогов (стаж до 5 лет) в роли наставни-ков и тьюторов
15%
4%
1%
Разработанная критериальная база по мониторингу и диагностике экспериментальной деятельности
100%
30%
32%


Таким образом, методическая тема школы и вытекающие из неё темы методических объединений соответствуют основным задачам, стоящим перед школой. Тематика заседаний МО и педагогических советов отражает основные проблемные вопросы, которые стремится решить коллектив школы. Наряду с имеющими положительными результатами в работе коллектива имеются серьёзные недостатки: На основании вышеизложенного вытекают следующие рекомендации:
  1. Руководителям МО следует более ответственно подходить в планированию, организации и анализу работы МО. Отслеживать динамику творческого роста педагогов, результаты УВП.
  2. Отслеживать работу по накоплению и обобщению передового педагогического опыта (ответственные- руководители методических объединений).
  3. Обобщить опыт работы учителей – предметников (по решению методических объединений по одному человеку с МО).
  4. Спланировать цикл открытых уроков по методическим объединениям с учётом реальных возможностей и темой школы (ответственные - руководители методических объединений)
  5. Продолжить работу по внедрению ИКТ в уроки и мероприятия, исследовательскую и творческую деятельность учащихся.
  6. Разработать программу по подготовке к ГИА в новой форме.
  7. Методическим объединениям участвовать в оценке результативности образовательного процесса (контрольные работы, срезы, тесты, олимпиады), подробно обсуждать на заседаниях результаты внутришкольного контроля.

Воспитательная работа
Воспитательная работа школы строилась, исходя из задач развития нравственно полноценной и физически здоровой личности, способной к самоопределению и творчеству. Она велась в нескольких направлениях, приоритетными из которых стали

Наиболее яркими мероприятиями года стали В школе продолжает работу детская организация «ДОМ», успешно сотрудничающая с «Ассоциацией Радуга». В школе создана широкая сеть кружков, спортивных секций позволяющих учитывать интересы учащихся. В них занято 122 учащихся, что составляет 51% от всего числа учащихся. Учащиеся 5-7 классов активно сотрудничают с библиотекой им. А. Гайдара (более подробный отчёт педагога-организатора Глазуновой М.В. прилагается).

Информатизация школы
В 2008-2009 учебном году улучшена техническая оснащённость компьютерного класса: в компьюторы поставлены дисководы, увеличен объём памяти. На 6 компьютерах из 9 установлены программные материалы пакета СБПО. Получен кабинет биологии, включающий один ПК с обучающим мультимедийным сопровождением. К сожалению, к Интернету школа так и не подключена.

Внутришкольный контроль
Контроль был направлен на выполнение закона РФ «Об образовании», улучшение качества знаний, преподавания, организацию учебно-воспитательного процесса. В этом учебном году было принято «Положение об инспекционно-контрольной деятельности», определяющее основные направления внутришкольного контроля и полномочия инспектора. Внутришкольный контроль осуществлялся администрацией школы, членами МС через посещение уроков (108 уроков за год), административные контрольные срезы, диагностические контрольные работы, изучение итогов зимней и весенней сессий, изучение документации, беседы с педагогами, отчёты руководителей МО и учителей. Внутришкольный контроль был чётко спланирован, систематичен, соблюдался принцип гласности. Результаты контроля позволяли администрации принять своевременные эффективные решения. Система внутришкольного контроля является стабильной в течение многих лет. Так традиционными являются диагностические контрольные работы во 2-9 классах в начале учебного года и выходные контрольные работы в конце учебного года (весенняя сессия), позволяющие проследить индивидуальное развитие и результаты обучения учащихся, административные к/р и срезы ( в этом учебном году ими стали к/р зимней и весенней сессий, в конце 3 четверти), окружные к/р (в 2006-2007 уч. году – 4 класс – русский язык, математика, техника чтения; 7 класс – история, география, 8,9 классы - обществознание), результаты которых позволяют своевременно отреагировать на проблемы в преподавании и результатах, классно-обобщающий контроль в 1-9 классах. В течение года ведётся мониторинг результатов УП, достижений учащихся во внеурочной деятельности на различных уровнях.
Особое место во внутришкольном контроле занимает контроль за оформлением и ведением школьной документации, дневников, тетрадей учащихся. Традиционно он осуществляется в рамках классно-обобщающего контроля, при необходимости в течение уч. года.
Традиционными в рамках КОК являются такие мероприятия, как контроль посещаемости учащимися уроков и ГПД (ведутся журналы учёта посещаемости), качества преподавания, организация учебно-воспитательного процесса, система работы педагогов со слабоуспевающими детьми и профилактика неуспеваемости, а также осуществление текущих задач обучения. Так КОК в 1 классе позволил выявить проблемы в адаптации учащихся, обозначить круг детей, нуждающихся в помощи психолога, логопеда. КОК в 5 классе позволил довести до сведения педколлектива и родителей следующие проблемы: нарушение учащимися режима дня школы, правил поведения, неответственное отношение к учёбе. Под пристальным вниманием администрации в течение КОК и всего учебного года находился 9 класс. Сложный контингент учащихся этого класса в ходе КОК выявил ряд характерных для этого класса проблем: нарушения режима дня, дисциплины, пропуски без уважительной причины, опоздания, не-удовлетворительный уровень прилежания, качество выполнения домашнего задания на низком уровне. В результате педколлектив усилил контроль за подготовкой учащихся к занятиям, была проведена индивидуальная работа с родителями и учащимися, вызывающими особенную тревогу. Таким образом, КОК является конструктивным инструментом.
Таким образом, внутришкольный контроль охватывает все сферы школьной жизни, позволяет собрать необходимую информацию для своевременного и адекватного принятия управленческого решения.

Группа продлённого дня
В 2008-2009 учебном году школа продолжала работу в режиме полного дня. В 1 полугодии была организована группа в 9 классах из 9, во 2 полугодии – в 7 классах из 9. Администрация школы, воспитатели работали над обеспечением сохранности группы продлённого дня, так как это является социальным заказом родителей, составляет специфику организации учебно-воспитательного процесса, обусловлено контингентом учащихся школы. В каждую группу входило не менее 88% от общего количества учащихся класса, среднее количество детей в группе составило 24,2.
Воспитатели ГПД целенаправленно работали над созданием комфортных для учёбы, досуга и развития условий. Согласно режиму дня ГПД, утверждённым Роспотребнадзором, учащиеся 1-9 классов имели возможность:

Не менее 88% учащихся были обеспечены горячим питанием, не менее 65% - двухразовым питанием.
Традиционно (не менее 2-3 раз в неделю) воспитателями проводились тематические клубные часы, ежемесячно педагогом-организатором устраивались общешкольные мероприятия, где дети могли проявить свои таланты: конкурсы и праздники к календарным праздникам, игровые марафоны. В связи с ограничением в использовании спортзала в этом учебном году минимальными были спортивные мероприятия; вместе с тем прошли ставшие любимыми «Осенний марафон», «Лыжня России», а также дружеская встреча по футболу между командами учеников и родителями в День открытых дверей.
Воспитатели, классные руководители и дети стали участниками множества акций, конкурсов, проводимых городом, округом, школой: При этом администрация столкнулась с рядом проблем:
  1. в организации двухразового горячего питания учащихся, посещающих ГПД,
  2. наполняемость групп, не во всех классах соответствующая нормативам,
  3. недостаточность кадров, так как 2 воспитателя в середине учебного года ушли в декретный отпуск.
Беспокоит проблема занятости учащихся в кружках (хотелось бы, чтобы в школе работало больше кружков разных направлений), отсутствие игровых комнат. Школе необходим психолог, который бы оказывал помощь детям, имеющим проблемы в адаптации, излишне конфликтны или наоборот замкнуты.
Таким образом, следует продолжить работу по формированию комфортной образовательной среды, где каждый ребёнок мог полноценно раскрыть себя без ущерба физическому и психологическому здоровью.

Выводы и рекомендации
Педагогическим коллективом школы проводится серьёзная работа по улучшению работы над качеством образования, обновлению содержания и технологий обучения. При этом выявился ряд задач, решение которых предстоит коллективу в 2009-2010 учебном году:

  1. Работать над сохранностью контингента школы, совершенствовать приёмы ра-боты с детьми, уклоняющимися от обучения, имеющими пропуски без уважительной причины.
  2. Совершенствовать систему работы школы по профилактике неуспеваемости, педагогической поддержке слабых учащихся, в том числе второгодников и 7 вида обучения.
  3. Руководителям МО следует более ответственно подходить в планированию, организации и анализу работы МО. Отслеживать динамику творческого роста педагогов, результаты УВП.
  4. Отслеживать работу по накоплению и обобщению передового педагогического опыта.
  5. Обобщить опыт работы учителей – предметников (по решению методических объединений по одному человеку с МО).
  6. Спланировать цикл открытых уроков по методическим объединениям с учётом реальных возможностей и темой школы (ответственные - руководители методических объединений)
  7. Продолжить работу по внедрению ИКТ в уроки и мероприятия, исследователь скую и творческую деятельность учащихся.
  8. Разработать программу по подготовке к ГИА в новой форме.
  9. Методическим объединениям участвовать в оценке результативности образовательного процесса (контрольные работы, срезы, тесты, олимпиады), подроб-но обсуждать на заседаниях результаты внутришкольного контроля.
  10. Поощрить согласно положению о стимулировании труда тех педагогов, учащиеся которых показали наиболее высокий уровень качества знаний по результатам итоговой аттестации, промежуточной аттестации, итогам года.

Hosted by uCoz