- Характеристика микросоциума школы
- Результаты образовательного процесса
- Основные противоречия образовательного процесса
- Модель выпускника
Школа находится в историческом , культурном центре города. Несмотря на это , уровень жизни населения этого района города можно определить как средний и ниже среднего. Учащиеся школы – члены семей со средним, чаще низким достатком, асоциальных семей. Они обладают плохо сформированными коммуникативными умениями, их родители мало заинтересованы или слабо мотивированы на успех ребёнка в учении (либо это лишь декларируется родителями), так как сами родители часто неуспешны в жизни.
В школе обучаются дети, живущие не только по микрорайону образовательного учреждения. Во многом состав учащихся определяется статусом школы как школы полного дня. Родителей устраивает такой режим функционирования школы в силу различных причин: постоянной занятости на работе, социально негативного образа жизни, нежелания уделять дополнительное внимание обучению, развитию и воспитанию детей, использования школы как «камеры хранения» ребёнка. Таким образом, жизненная среда ученика – зона социального риска, а слабая социальная защищённость детей ведёт к отсутствию мотивации в учёбе.
На итоги учебно-воспитательного процесса влияет как характеристика контингента учащихся, так и состояние здоровья учащихся. На протяжении последних лет увеличилось количество детей, имеющих хронические заболевания желудочно-кишечного тракта, сердечно-сосудистой системы.
Сравнительный анализ качества обучения учащихся по годам обучения.
Мониторинг успеваемости МОУ «Основная общеобразовательная школа № 3» г. Оренбурга
Показатели обучения |
2001-2002 уч.г. |
2002-2003 уч.г. |
2003-2004 уч.г. |
2004-2005 уч.г. |
2005-2006 уч.г. |
Успеваемость за год (в %) |
98 % |
95,8 % |
99 % |
94,6 % |
96 % |
Качество знаний за год (в %) |
29,7 % |
34,9 % |
33,7 % |
34,7 % |
32 % |
Мониторинг итогов зимней сессии и 2 четверти 2006-2007 уч.года по предметам.
№ п/п |
Предмет |
Класс |
Показатели итогов |
|||
% успеваемости |
% качества |
|||||
по итогам сессии |
по итогам 2 четверти |
по итогам сессии |
по итогом 2 четверти |
|||
1. |
Математика |
3 |
92 |
100 ↑ |
64 |
44 ↓ |
2. |
Математика |
4 |
83 |
97 ↑ |
43 |
47 |
3. |
Математика |
6 |
96 |
96 |
57 |
50 |
4. |
Алгебра |
8б |
78 |
84 |
22 |
16 ↓ |
5. |
Физика |
8б |
100 |
100 |
47 |
63 ↑ |
6. |
Химия |
8а |
97 |
97 |
44 |
39 ↓ |
7. |
Русский язык |
4 |
92 |
100 ↑ |
61 |
52 ↓ |
8. |
Русский язык |
5 |
86 |
92 |
17 |
36 ↑ |
9. |
Русский язык |
7 |
100 |
90 ↓ |
19 |
19 |
10. |
Русский язык |
8a |
85 |
96 ↑ |
31 |
30 |
11. |
Литература |
6 |
93 |
93 |
43 |
31 ↓ |
12. |
История |
5 |
100 |
100 |
62 |
62 |
13. |
История |
7 |
97 |
100 |
47 |
47 |
14. |
Английский язык |
8а |
100 |
100 |
67 |
60 ↓ |
15. |
Немецкий язык |
8а |
99 |
99 |
23 |
23 |
16. |
Английский язык |
8б |
89 |
94 ↑ |
44 |
50 ↑ |
17. |
Английский язык |
8б |
89 |
94 ↑ |
44 |
50 ↑ |
18. |
Итого (по среднему, в %) |
92 |
96 |
43 |
41,5 |
Мониторинг устройства выпускников 9 классов
Учебный год |
Всего выпускников |
Оставлено на повторный год обучения |
Продолжили обучение |
Работают |
Не работают и не учатся |
||
10 класс |
ПУ, ПЛ |
ССузы |
|||||
2003-2004 уч.г. |
55 |
2 (4%) |
17 (31%) |
19 (35%) |
8 (15%) |
4 (7,2%) |
|
2004-2005 уч.г. |
48 |
1 (2,5%) |
2 (4%) |
11 (23%) |
30 (63%) |
1 (2,5%) |
1 (2,5%) |
2005-2006 уч.г. |
38 |
7 (18%) |
13 (34%) |
14 (37%) |
2 (5%) |
1 (3%) |
Сравнение итоговых характеристик знаний учащихся говорит о том, что для школы характерны относительная стабильность в показателях успеваемости (- 2-3%) и незначительный рост качества знаний (+ 3-4%).
Однако следует отметить, что количественно показатели качества знаний и степени обученности учащихся остаются достаточно низкими. Это подтверждается и тем, что на протяжении последних 5 лет учащиеся школы не смогли занять призовые места в окружных, городских конкурсах.
Одной из тенденций, влияющей на качество образования, является ориентация учителей на среднего и слабого ученика, что ведёт к унификации сильного. Этим объясняется то, что в школе за последние годы резко упало количество учащихся, успевающих на «отлично». На данном этапе ведется работа по изучению и внедрению технологий дифференцированного обучения, развивающего обучения с целью повышения эффективности учебного процесса.
Анализ состояния педагогических кадров и методического обеспечения образовательного процесса.
Педагогический состав школы полного дня насчитывает 17 учителей и 6 воспитателей, 1 психологи,
1 библиотекаря. Из них 4 человека находятся в декретном отпуске.
Высшую категорию имеют 2 человека, 1 категорию – 11 человек, 2 категорию - 9 человек,
без категории - 3 человека.
Среди педагогов можно выделить следующие категории:
- специалисты – 21 педагог,
- условные специалисты – 5 педагогов (информатика, технология, ОБЖ) – 16%,
- пенсионеры – 7 педагогов (5 учителей + 2 воспитателя) – 28 %,
- имеют стаж менее 5 лет – 3 педагога – 12%.
В условиях обновления содержания образования, модернизации образовательного процесса при достаточном уровне аттестованных педагогов возникает сложность в определении профессиональных ролей. Низкий уровень учителей с высшей категорией (8%) ведёт к низкому профессиональному статусу учителя и отсутствию профессиональных ролей в коллективе, неформальных лидеров.
За последние 5 лет педагоги школы принимали участие :
- в школьных профессиональных конкурсах
- в окружных конкурсах
- в городских конкурсах
В школе функционирует 5 методических объединений учителей, которые возглавляет Методический совет. Формы, содержание работы этих функциональных служб имеет предметную направленность, отсутствует стремление к интеграции, созданию совместных творческих проектов. Приоритет традиционных форм и методов организации образовательного процесса в школе, низкий процент использования инновационных технологий обучения говорит о необходимости модернизации содержательной и технологической сторон образовательного процесса.
Малоэффективна и структура функционирования образовательного учреждения
(администрация → педсовет → МС → ШМО), недостаточно обеспечивающая психолого-педагогическую поддержку образовательного процесса в силу её нединамичности. Наиболее оптимальной на данном этапе могла бы стать программно-целевая структура управления, что позволит быстро и гибко решать поставленные цели., а также вовлечь педагогический коллектив в новую по форме деятельность.
Модель выпускника школы.
«Учебные заведения, — указывается во «Всемирной декларации», — должны обеспечивать такое образование учащихся,
которое воспитывает в них хорошо информированных и глу¬боко мотивированных граждан, способ¬ных к критическому
мышлению, анализу общественной проблематики, поиску и использованию решений проблем, сто¬ящих перед обществом,
а также к тому, чтобы брать на себя социальную ответ¬ственность».(Болонский процесс)
Выпускник школы представляется конкурентноспособным человеком,
- применяющим полученные знания, чтобы адаптироваться к быстро меняющимся условиям окружающей его среды,
- ставящим цели и достигающим их , неся ответственность за себя и других,
- ценящим труд, знания,
- обладающим нравственными принципами гуманизма, справедливости, толерантности, ЗОЖ.
- способным к непрерывному обучению.
Ориентируясь на представление о выпускнике, школе необходимо достичь такого качества образовательного процесса, при котором:
- Формируется личность с развитым интеллектом и достаточным уровнем культуры, адаптированная к жизни в динамичных социально-экономических условиях.
- Развиваются способности и вырабатывается готовность школьников к самообразованию и саморазвитию.
- Каждому ученику предоставляются условия для обучения на уровне ГОС и обеспечивается повышенный уровень образования за счет вариативной части учебного плана (введение новых дисциплин, изменения формы и содержания существующих), целевых программ, кружков, факультативов, элективных курсов, предпрофильной подготовки.
- Воспитывается стремление к лидерству, способность работать в команде.
- Не допускается снижение уровня физического и психического здоровья учащихся.
- Создаётся благоприятный эмоционально-психологический климат в ученическом коллективе для творчества, самовыражения.
- Каждый педагог заинтересован в успехе каждого ученика, является профессионалом, идёт в ногу со временем, использует в своей деятельности достижения педагогики.