Концепция программы
Подготовленность к чему-либо понимается нами как комплекс приобретенных знаний, навыков, умений, качеств,
позволяющих успешно выполнять определенную деятельность. В готовности учащихся к сдаче экзамена в новой форме
в 9 классе мы выделяем следующие составляющие как три основных направления работы по программе:
- информационная готовность (информированность о правилах поведения на экзамене, информированность о правилах заполнения бланков и т.д.);
- предметная готовность, или содержательная (готовность по определенному предмету, умение решать тестовые задания);
- психологическая готовность (состояние готовности – "настрой", внутренняя настроенность на определенное поведение, ориентированность на целесообразные действия, актуализация и приспособление возможностей личности для успешных действий в ситуации сдачи экзамена).
- организация информационной работы по подготовке учащихся к ГИА в новой форме;
- предметная подготовка;
- мониторинг качества;
- психологическая подготовка.
Цель программы:
создание оптимальных условий для подготовки учащихся основной школы к государственной итоговой аттестации
в новой форме.
Задачи:
- Формирование информационной компетентности учащихся 7 - 9 классов.
- Углубление знаний, умений и навыков за счёт учебного плана и других форм работы (кружки, элективные курсы).
- Повышение качества подготовки учащихся 9 классов к ГИА в новой форме.
- Формирование методической компетентности педагогов в подготовке к ГИА в новой форме.
- Обновление программно-методической базы.
- Информирование родителей о нормативной базе, организационных и содержательных особенностях ГИА в новой форме.
Направления деятельности программы:
В информационной деятельности образовательного учреждения по подготовке к ГИА в новой форме мы выделяем три
направления: информационная работа с педагогами, с учащимися, с родителями.
Содержание информационной работы с педагогами:
- Информирование учителей на совещаниях о:
- нормативно-правовых документах, регулирующих ГИА;
- о ходе подготовки к ГИА в школе, в районе и области;
- Включение в планы работы школьных методических объединений (ШМО) следующих вопросов:
- проведение пробных экзаменов, обсуждение результатов пробных экзаменов;
- творческая презентация опыта по подготовки учащихся к ГИА (на методической или научной конференции в рамках школы, педсоветах);
- выработка совместных рекомендаций учителю-предметнику по стратегиям подготовки учащихся к ГИА (с учетом психологических особенностей учащихся);
- Направление учителей на районные и областные семинары и курсы по вопросам подготовки к ГИА в новой форме.
Содержание информационной работы с учащимися:
- Организация информационной работы в форме инструктажа учащихся:
- правила поведения на экзамене;
- правила заполнения бланков;
- расписание работы кабинета информатики (часы свободного доступа к ресурсам Интернет).
- Информационный стенд для учащихся: нормативные документы, бланки, правила заполнения бланков, ресурсы Интернет по вопросам ГИА.
- Проведение занятий по тренировке заполнения бланков
- Пробные внутришкольные экзамены в зимнюю и весеннюю сессию по различным предметам.
- В библиотеке:
- папка с материалами по ГИА (нормативные документы, бланки по различным предметам, правила заполнения бланков, инструкции, ресурсы Интернет по вопросам ГИА, перечень ресурсов библиотеки, рекомендации по подготовке к экзаменам);
- стенд с пособиями по ГИА.
Содержание информационной работы с родителями учащихся
- Родительские собрания:
- информирование родителей о процедуре ГИА в новой форме, особенностях подготовки к тестовой форме сдачи экзаменов.
- информирование о ресурсах Интернет;
- информирование о результатах пробных экзаменов (декабрь).
- Индивидуальное консультирование родителей (классные руководители, педагог-психолог).
- посещение администрацией уроков учителей-предметников, методическая помощь;
- включение в планы работы деятельности школьных методических объединений вопросов подготовки к ЕГЭ, дополнительные семинары, курсы повышения квалификации;
- индивидуальные консультации учителей-предметников для учащихся;
- привлечение ресурсов дистанционного обучения и ресурсов Интернет для подготовки к ЕГЭ;
- широкий спектр элективных курсов, расширяющих программу базового обучения;
- осуществление мониторинга качества подготовки к ГИА по предметам;
Данное направление включает в себя следующие мероприятия:
- психологическая поддержка учащихся;
- консультирование учащихся, родителей;
- выработка индивидуальных стратегий подготовки к ГИА;
- выявление проблемных зон у педагогов, оказание помощи.
Программно-методическое обеспечение развития образовательной компетентности учащихся для освоения ЕГЭ
- КТП по предмету – усвоение базового уровня (ГОС).
- КТП дополнительных занятий по ЕГЭ – углубленное изучение предмета, подготовка к ГИА (за счёт элективных курсов, часов кружковой работы).
- Демонстрационные версии ГИА в новой форме – тренинговый материал
- Спецификация экзаменационной работы – определяет цели, задачи, план и структуру теста.
- ЦОР (цифровые образовательные ресурсы) по подготовке к ГИА
- Официальные порталы по ГИА, ЕГЭ (сайт ФИПИ, федеральный портал «Российское образование» и др.)
Планируемый результат
Ученик:
- Информационная компетентность.
- Предметная компетентность
- Психологическая готовность
- Информационная компетентность
- Методическая грамотность
- Психологическая готовность
- Информационная компетентность
- Психологическая готовность
Мероприятия по подготовке к государственно-итоговой аттестации
в новой форме
в 2009 – 2010 учебном году
№ п/п |
Мероприятие |
Сроки исполнения |
Ответственный |
Форма контроля |
Август |
||||
1 |
Планирование форм и содержания подготовки к ГИА в ходе планирования по учебным программам.
Контроль календарно-тематического планирования. |
До 31.08.09 |
Заместитель директора по УВР |
Персональный контроль |
Сентябрь |
||||
2 |
Распределение часов предпрофильной подготовки, кружковой работы. |
До 04.09.09 |
Директор |
Тематический контроль |
3 |
Входная диагностика – 9 класс: -русский язык (диктант) -математика (тестирование) |
28-30.09.09 |
Заместитель директора по УВР |
Тематический контроль |
4 |
Классный час «Особенности государственной итоговой аттестации в 2010 году и подготовка к ней». Формирование индивидуальных стратегий подготовки к ГИА.
|
30.09.09 |
Классный руководитель 9 класса |
Тематический контроль |
Октябрь |
||||
5 |
Педсовет «Государственная итоговая аттестация в новой форме в 9 классе» |
22.10.09 |
Заместитель директора по УВР |
Тематический контроль |
6 |
Административные срезы в 9 классе:
-биология (тестирование) - русский язык (тестирование) - история (тестирование) |
26-30.10.09 |
Заместитель директора по УВР |
Тематический контроль |
7 |
Курсовая подготовка учителей на проблемных курсах «Подготовка к ГИА» (обществознание, география)
|
В течение месяца |
Классный руководитель 9 класса |
Тематический контроль |
8 |
Родительское собрание «Особенности государственной итоговой аттестации в новой форме в 9 классе». |
16.10.09 |
Заместитель директора по УВР, классный руководитель 9класса |
Персональный контроль |
9 |
Оформление нформационного стенда по ГИА для учащихся: нормативные документы, бланки, правила заполнения бланков, ресурсы Интернет по вопросам ГИА
|
До 15.10.09 |
Классный руководитель 9 класса |
Персональный контроль |
Ноябрь |
||||
10 |
Классно-обобщающий контроль в 9 классе. |
09-18.11.09 |
Директор |
Классно-обобщающий контроль |
11 |
Формирование нормативной базы для зимней сессии, определение перечня экзаменов в 9 классе.
|
До 16.11.09 |
Директор |
Классно-обобщающий контроль |
12 |
Контрольные срезы предметной области «Математика», «Естествознание» (по текущим темам - 8, 9 классы) - математика - 8, 9 классы (тестирование) - физика – 8,9 классы.(тестирование) |
16-22.11.09 |
Заместитель директора по УВР |
Тематический контроль |
13 |
Семинар «Анализ как инструмент педагогической деятельности».
|
18.11.09 |
Заместитель директора по УВР |
Персональный контроль |
14 |
Анкетирование учащихся 9 класса по предварительному выбору предметов на ГИА.
|
В ходе КОК |
Классный руководитель 9 класса |
Персональный контроль |
Декабрь |
||||
15 |
Зимняя сессия (1 экзамен – письменный, 2 экзамена – устные – по решению педсовета). |
16-23.12.09 |
Заместитель директора по УВР |
Фронтальный контроль |
16 |
Родительское собрание. Информирование родителей о результатах экзаменов.
|
25.12.09 |
Классный руководитель 9 класса |
Фронтальный контроль |
Январь |
||||
17 |
Контрольные срезы предметной области «Обществознание» (по текущим темам - 9 класс): - история (тестирование) - обществознание (тестирование). |
25-31.01.10 |
Заместитель директора по УВР |
Тематический контроль |
18 |
Контроль качества подготовки к ГИА на факультативных и кружковых занятиях.
|
В течение месяца |
Заместитель директора по УВР |
Персональный контроль |
Февраль |
||||
19 |
Контрольные срезы предметной области «Филология» (по текущим темам - 9 класс): - русский язык (тестирование) - литература (тестирование) -иностранный язык (тестирование) |
08-14.02.10 |
Заместитель директора по УВР |
Тематический контроль |
Март |
||||
20 |
Диагностирование педагогов по определению проблемных зон по подготовке к ГИА.
|
16.03.10 |
Заместитель директора по УВР |
Персональный контроль |
21 |
Педсовет «Инновационные системы контроля и оценки знаний обучающихся»
|
23.03.10 |
Заместитель директора по УВР |
Персональный контроль |
22 |
Контрольные срезы предметной области «Естествознание» (по текущим темам - 9 класс): - география (тестирование) - биология (тестирование) - химия (тестирование) |
15-20.03.10 |
Заместитель директора по УВР |
Тематический контроль |
23 |
Методическая неделя «Поделись опытом проведения нестандартного урока».
|
01-06.03.10 |
Методический совет |
Тематический контроль |
24 |
Формирование нормативной базы по государственной итоговой аттестации учащихся 9 класса.
|
В течение месяца |
Директор |
Тематический контроль |
25 |
Родительское собрание «Проблемы учащихся в подготовке к ГИА».
|
19.03.10 |
Классный руководитель 9 класса |
Тематический контроль |
Апрель |
||||
26 |
Контрольные срезы предметной области «Физическая культура» - 9 класс: - теория (тестирование) - практика ( бег – 2000 м., спортивные игры). |
05-10.04.10 |
Заместитель директора по УВР |
Тематический контроль |
27 |
Консультирование учащихся, родителей по вопросам ГИА.
|
23.03.10 |
По мере необходимости |
Тематический контроль |
Май |
||||
28 |
Проведение пробных экзаменов, обсуждение результатов пробных экзаменов.
|
10-17.05.10 |
Заместитель директора по УВР |
Фронтальный, итоговый контроль |
Июнь |
||||
29 |
Анализ итогов ГИА.
|
Директор |
||
30 |
Корректировка программы. |
Заместитель директора по УВР |