Концепция программы
Программа «Научные школьные общества» - это социально- образовательная развивающая программа для подростков,
координирующая учебно-исследовательскую деятельность учащихся в образовательном учреждении.
Принципиальной ценностью этой программы является повышение ценности, престижа серьёзного, фундаментального
образования, являющегося ступенькой для будущего серьезного овладения профессией, самообразования, успешного
освоения школьного базового курса и уровня, превышающего его.
Цель программы:
- Сформировать начальные навыки научной работы.
- Создать атмосферу научного поиска, творчества, сотрудничества.
- Расширить деловое и личностное общение с интеллектуальными и творческими детьми, проявляющими стремление и способности к научной деятельности.
- Дать почувствовать одарённым детям при выполнении сложной познавательной деятельности «вкус успеха».
- Сформировать опыт участия школьников в различного вида конкурсах, марафонах, конференциях и т.п.
Участники программы:
- Учащиеся
- Педагоги
- Родители
- Родители
Структурные части программы (подпрограммы):
- Клуб юных интеллектуалов «Олимп»
- Студия «Литературная гостиная»
- Школьный интернет-клуб «ШИК»
Направления деятельности программы:
- Информационно-просветительская деятельность:
- Организация лекций, семинаров, конференций
- Планирование работы на полугодие, год
- Организация школьных интеллектуальных конкурсов и марафонов
- Обсуждение литературы
- Подготовка учащихся к участию в городских и областных конкурсах и конференциях
- Научно-методическая, аналитическая и исследовательская деятельность:
- Информационное обеспечение учащихся
- Создание и накопление видеоматериалов, слайд-шоу по научно-исследовательской деятельности учащихся
- Педагогическая поддержка исследовательской деятельности школьников
- Создание индивидуальных исследовательских маршрутов
- Проведение психологических тренингов
- Консультации педагогов и родителей
- Создание материальной базы для ресурсного обеспечения программы:
- Компьютеризация процесса обучения, техническое оснащение
- Подключение к Интернету
- Пополнение библиотечного фонда методической, справочной, научной литературой
- Кадровое обеспечение:
- Обучение педагогов компьютерным технологиям
Критерии эффективности реализации программы:
- Результаты участия школьников в олимпиадах, конкурсах, конференциях (количественные и качественные показатели)
- Результаты анкетирования, опросов педагогов, детей и их родителей
- Свободное владение участниками НШО компьютерными технологиями
- Сформированнность специальных исследовательских навыков у учащихся
Нормативная база программы.
Программа утверждается педагогическим советом школы и действует на основании
Положений о деятельности клуба юных интеллектуалов «Олимп», студии «Литературная гостиная»,
школьного интернет-клуба «ШИК».
Содержание и формы работы НШО:
- Научные конференции, интеллектуальные игры, марафоны
- Разработка учебных проектов их защита
- Выступления с лекциями, докладами по темам исследования
- Встреча с учёными, сотрудниками музеев, архивов
- Совместные заседания участников НШО
- Выпуск школьного научного печатного издания
- Подготовка совместно с учителями предметных недель, праздников, турниров.
Результаты и критерии реализации программы.
Критерии эффективности |
Показатели критерия |
Результаты программы |
Активность в научной деятельности |
1.Соблюдение принципа добровольности. 2.Добровольность выбора темы исследования. 3.Пролонгированное заинтересованное отношение учащихся к деятельности |
Рост познавательной активности и творческих способностей. |
Рост мотивации в учёбе |
1.Выстраивание предметных и межпредметных взаимосвязей с темой научной деятельности. 2.Углубление в предмет изучения на уровне учебного предмета. |
Высокая устойчивая мотивация в учёбе. |
Эффективная педагогическая поддержка |
1.Компетентность педагогов по проблеме. 2.Владение методами и способами исследования. 3.Заинтересованное руководство ученической исследовательской работой. |
Сотрудничество в рамках исследовательской деятельности |
Степень самостоятельности учащихся в научной деятельности |
1.Максимальная самостоятельность ученика в процессе проведения исследования. 2.Самооценивание и коррекция деятельности |
Овладение искусством дискуссии, выступления перед аудиторией с докладами.
|
Результативность деятельности |
1.Рост качества знаний 2.Повышение интеллектуальной активности учащихся 3.Качества лидера |
Повышение престижа и популяризация научных знаний
Овладение методами и приёмами исследовательской деятельности, навыками грамотного оформления научной работы
|