Воспитание толерантности и формирование толерантного сознания предполагает не просто и не только призыв к терпимости, взаимопониманию и т.д. но и решение многих этнокультурных и этнополитических, этносоциальных проблем, и прежде всего в сфере образования.
Цель:
Обосновать социально-педагогические условия реализации программы формирования толерантности у подростков
в условиях общеобразовательного учреждения.
Задачи:
- Выявить состояние проблемы и степень ее разработанности формирования толерантности подростков в условиях общеобразовательного учреждения.
- Определить социально-педагогические средства реализации формирования толерантности подростков в условиях общеобразовательного учреждения.
- Разработать план формирования толерантности подростков через творчество в условиях общеобразовательного учреждения.
Методы исследнования:
- Теоретический анализ философской, психолого-педагогической методической литературы;
- Изучение опыта работы школ в аспекте рассматриваемой проблемы;
- Моделирование, организация педагогического эксперемента;
- Опытно-экспериментальная работа:
- опрос,
- прямое и косвенное наблюдение,
- беседы,
- тестирование,
- анкетирование родителей, учащихся,
- изучение и анализ продуктов деятельности,
- самонаблюдение школьников,
- обработка экспериментальных данных.
Объект исследования –
деятельность общеобразовательного учреждения.
Предмет исследования –
процесс формирования толерантности подростков
Гипотеза исследования –
формирование толерантности подростков в условиях общеобразовательной школы будет
проходить эффективнее, если будут осуществляться следующие социально- педагогические аспекты:
- Каким образом под влиянием определенных социальных воздействий развивается устойчивость, жизнестойкость личности, терпимость к другим людям.
- Какими характеристиками наделено сознание такой личности, каков её внутренний мир, мироощущение и переживания.
- Как благоустраивает такая личность свое социальное окружение, на каких основах строит отношение с другими людьми, с макро – и микросоциумов.
Хотя и отождествляется большинством источников с понятием терпения, имеет более якрую активную направленность. Толерантность – не пассивное, неестественное покорение мнению, взглядам и действиям других, не покорное терпение, а активная нравственная позиция и психологическая готовность к терпимости во имя взаимопонимания между этносами, социальными группами, во имя позитивного взаимодействия с людьми иной культурной, национальной, религиозной или социальной среды.
Наименование разделов и тем |
Всего часов |
Лекции |
Выездные занятия, деловые игры |
Практические занятия, консультации |
Форма контроля |
История Отечества – история разных народов |
4 |
2 |
2 |
Зачет |
|
Диалог культур народов Оренбуржья |
4 |
2 |
2 |
||
Культура межэтнического взаимодействия |
4 |
2 |
2 |
||
Материальная (бытовая) культура народов Оренбуржья |
4 |
2 |
2 |
||
Мое имя |
4 |
2 |
2 |
||
Изучение фольклора как средство развития языковой культуры |
4 |
2 |
2 |
||
Выдающиеся деятели литературы и искусства – носители национальных и общечеловеческих ценностей
|
4 |
2 |
2 |
||
Ислам и Восток в творчество русских поэтов |
4 |
2 |
2 |
||
Декларация прав человека: стандарты веротерпимости |
4 |
2 |
2 |
||
ИТОГО: |
36 |
14 |
8 |
14 |
Средства реализации программы.
- Всестороннее развитие и воспитание подростков во всех видах деятельности в условиях гумманистической среды, создание атмосферы добра и взаимопонимания;
- Гармонизация отношений (ребёнок-ребёнок, ребёнок-взрослый, семья-ребёнок-школа-социум) с целью достижения подростками науки – жить среди людей;
- Культивирование ценности другой точки зрения через игру как естественную детскую потребность;
- Концентрация внимания подростков на общности культур разных народов в процессе их знакомства с художественной литературой, фольклором и искусством стран мира;
- Использование заповедей мировых религий для воспитания у подростков добра и милосердия;
- Взаимодействие школы с семьёй на основе разработки программ помощи каждому подростку;
- Примеры великого братства народов, подвигов во имя людей;
- Знакомство с сегодняшними войнами и их последствиями: беженцы, гуманитарная помощь и др. – открывают целые страницы человеческого благородства и межнационального родства носителями или очевидцами которых мы являемся;
- Организация праздников – богатейшего материала для воспитания добра, а также проявления заботы о детях.
Результаты реализации программы.
Как вы относитесь к тому, что представители национальных меньшинств, проживающих в россии, отмечают свои
национальные праздники?
Уровень толерантности подростков в МОУ «ООШ» №3
Основные критерии и показатели толерантности:
Критерий |
Показатель |
Устойчивость личности |
Эмоциональная стабильность; Доброжелательность, вежливость, терпение; Социальная ответственность; Самостоятельность; Социальная релаксация. |
Эмпатия |
Чувствительность партнера; Высокий уровень сопереживания; Учтивость; Экстравертность; Способность к рефлексии. |
Дивергентность мышления |
Отсутствие стереотипов, предрассудков; Гибкость мышления; Критичность мышления. |
Мобильность поведения |
Отсутствие напряженности в поведении; Отсутствие тревожности; Контактируемость, общительность (коммуникабельность); Умение найти выход из сложной ситуации; Автономность поведения; Прогностицизм; Динамизм. |
Социальная активность |
Социальная самоидентификация; Социальная адаптированность; Креативность; Социальный оптимизм; Инициативность. |
Вывод:
Формирование толерантного сознания – сложный процесс, имеющий, в частности, определённые национальные
и религиозные особенности. кроме того, глобализация и многие другие преобразования, происходящие в
современном мире, с одной стороны, объективно предполагают разрушение исторических, психологических и
узконациональных барьеров между народами, а с другой - несут угрозу стирания этнического и культурного
своеобразия народов и национальностей. поэтому воспитание толерантности и формирование толерантного сознания
предполагает не просто и не только призыв к терпимости, взаимопониманию и т.д., но и решение многих
этнокультурных и этнополитических, этносоциальных проблем, и прежде всего в сфере образования.
Этот материал можно скачать в виде презентации здесь.