Возьмемся за руки друзья, чтоб не пропасть по одиночке
Булат Окуджава


Формирование толерантности у подростков

Воспитание толерантности и формирование толерантного сознания предполагает не просто и не только призыв к терпимости, взаимопониманию и т.д. но и решение многих этнокультурных и этнополитических, этносоциальных проблем, и прежде всего в сфере образования.

Цель:
Обосновать социально-педагогические условия реализации программы формирования толерантности у подростков в условиях общеобразовательного учреждения.

Задачи:

  1. Выявить состояние проблемы и степень ее разработанности формирования толерантности подростков в условиях общеобразовательного учреждения.
  2. Определить социально-педагогические средства реализации формирования толерантности подростков в условиях общеобразовательного учреждения.
  3. Разработать план формирования толерантности подростков через творчество в условиях общеобразовательного учреждения.

Методы исследнования:

  1. Теоретический анализ философской, психолого-педагогической методической литературы;
  2. Изучение опыта работы школ в аспекте рассматриваемой проблемы;
  3. Моделирование, организация педагогического эксперемента;
  4. Опытно-экспериментальная работа:

Объект исследования –
деятельность общеобразовательного учреждения.

Предмет исследования –
процесс формирования толерантности подростков

Гипотеза исследования –
формирование толерантности подростков в условиях общеобразовательной школы будет проходить эффективнее, если будут осуществляться следующие социально- педагогические аспекты:

  1. Каким образом под влиянием определенных социальных воздействий развивается устойчивость, жизнестойкость личности, терпимость к другим людям.
  2. Какими характеристиками наделено сознание такой личности, каков её внутренний мир, мироощущение и переживания.
  3. Как благоустраивает такая личность свое социальное окружение, на каких основах строит отношение с другими людьми, с макро – и микросоциумов.
Базой исследования явилась моу «Основная общеобразовательная школа №3» г. Оренбурга.
Хотя и отождествляется большинством источников с понятием терпения, имеет более якрую активную направленность. Толерантность – не пассивное, неестественное покорение мнению, взглядам и действиям других, не покорное терпение, а активная нравственная позиция и психологическая готовность к терпимости во имя взаимопонимания между этносами, социальными группами, во имя позитивного взаимодействия с людьми иной культурной, национальной, религиозной или социальной среды.

Наименование разделов и тем
Всего часов
Лекции
Выездные занятия, деловые игры
Практические занятия, консультации
Форма контроля
История Отечества – история разных народов
4
2
2
Зачет
Диалог культур народов Оренбуржья
4
2
2
Культура межэтнического взаимодействия
4
2
2
Материальная (бытовая) культура народов Оренбуржья
4
2
2
Мое имя
4
2
2
Изучение фольклора как средство развития языковой культуры
4
2
2
Выдающиеся деятели литературы и искусства – носители национальных и общечеловеческих ценностей
4
2
2
Ислам и Восток в творчество русских поэтов
4
2
2
Декларация прав человека: стандарты веротерпимости
4
2
2
ИТОГО:
36
14
8
14

Средства реализации программы.

Результаты реализации программы.

Как вы относитесь к тому, что представители национальных меньшинств, проживающих в россии, отмечают свои национальные праздники?



Уровень толерантности подростков в МОУ «ООШ» №3



Основные критерии и показатели толерантности:
Критерий
Показатель
Устойчивость личности
Эмоциональная стабильность;
Доброжелательность, вежливость, терпение;
Социальная ответственность;
Самостоятельность;
Социальная релаксация.
Эмпатия
Чувствительность партнера;
Высокий уровень сопереживания;
Учтивость;
Экстравертность;
Способность к рефлексии.
Дивергентность мышления
Отсутствие стереотипов, предрассудков;
Гибкость мышления;
Критичность мышления.
Мобильность поведения
Отсутствие напряженности в поведении;
Отсутствие тревожности;
Контактируемость, общительность (коммуникабельность);
Умение найти выход из сложной ситуации;
Автономность поведения;
Прогностицизм;
Динамизм.
Социальная активность
Социальная самоидентификация;
Социальная адаптированность;
Креативность;
Социальный оптимизм;
Инициативность.

Вывод:
Формирование толерантного сознания – сложный процесс, имеющий, в частности, определённые национальные и религиозные особенности. кроме того, глобализация и многие другие преобразования, происходящие в современном мире, с одной стороны, объективно предполагают разрушение исторических, психологических и узконациональных барьеров между народами, а с другой - несут угрозу стирания этнического и культурного своеобразия народов и национальностей. поэтому воспитание толерантности и формирование толерантного сознания предполагает не просто и не только призыв к терпимости, взаимопониманию и т.д., но и решение многих этнокультурных и этнополитических, этносоциальных проблем, и прежде всего в сфере образования.

Этот материал можно скачать в виде презентации здесь.

Hosted by uCoz