Концепция программы
Условия школы продлённого дня дают много возможностей для всестороннего развития способностей учащихся
на различных ступенях обучения. Программа действует в школе с 2004 года. Обновление содержания образования
и векторы развития школы требуют совершенствования её содержания и технологий реализации.
Современный мир требует от человека мобильности, уверенности в себе, навыков работе в команде и лидерских качеств,
умения входить в контакт с людьми, коммуникативных навыков, умения работать с большим объёмом информации
(выбирать нужную, анализировать, излагать основную мысль) . Все эти компетенции закладываются в условиях
учебно-воспитательного процесса и являются исходными и необходимыми для успешного самоопределения выпускника.
Эти умения и навыки при хорошей сформированности мотивационной сферы позволяют ребёнку не только усвоить
базовый материал и успешно получить стандартное образование, но и иметь знания выше уровня государственного
стандарта. Именно на таких детей рассчитана наша программа.
Одарённые дети - это учащиеся школы, которые:
- имеют более высокие по сравнению с большинством интеллектуальные способности, восприимчивость к учению, творческие возможности и проявления,
- имеют доминирующую активную, ненасыщенную познавательную потребность,
- испытывают радость от добывания знаний, умственного труда,
- учащиеся, не достигающие по каким-либо причинам успехов в учении, но обладающие яркой познавательной активностью, оригинальностью психического склада, незаурядными умственными резервами.
Цель программы:
создание условий для оптимального развития одарённых детей в условиях школы полного дня.
Задачи программы:
- Выявление способных и одарённых детей.
- Обеспечение реализации способностей в научно-поисковой, научно-аналитической и творческой деятельности.
- Обеспечение развития способностей учащихся в избранной ими области знаний, культуры и искусства.
- Воспитание устойчивого интереса к самообразованию, саморазвитию.
- Формирование компетентностей и качеств, необходимых ребенку для успешной самореализации.
Принципы работы с одарёнными детьми:
- принцип творческой активности
- принцип равноправия всех участников
- принцип сотрудничества
- принцип свободы творчества и сотворчества
Функции управления по реализации программы «Одарённые дети»:
- Функция диагностики и мотивации деятельности
- Функция организации деятельности
- Функция планирования и коррекции деятельности
- Функция контроля
- Функция координации деятельности
Критерии эффективности реализации программы:
- Высокий уровень мотивации в учебной и творческой деятельности у учащихся, охваченных программой,
- Хорошие показатели качества знаний учащихся или их рост в выбранной учащимся области,
- Высокий уровень активности учащихся в конкурсных, поисковых, проектных мероприятиях,
- Самоорганизация и саморазвитие учащихся
Содержание и реализация программы.
№ п/п |
Направления и содержание программы |
Сроки реализации программы |
Ответственные за исполнение мероприятий |
Стратегические результаты |
Направление 1. Диагностическое. интересов и способностей учащихся школы
|
||||
1. |
Диагностика интересов учащихся на разных уровнях обучения |
Пролонгирована на срок реализации программы |
Педагог-психолог |
Система диагностики образовательных потребностей учащихся как основа функционирования
учебно-воспитательного процесса |
2. |
Пополнение банка данных о способных учащихся |
Пролонгирована на срок реализации программы |
Педагог-психолог |
Банк данных как ресурсный потенциал |
3. |
Мониторинг результативности деятельности и вовлеченности одарённых детей
в развивающую среду |
Пролонгирована на срок реализации программы |
Методический совет, заместитель директора по УВР |
Система мониторинга результативности программы |
Направление 2. Создание условий для вовлечения учащихся в творческую
деятельность в соответствии с их способностями и интересами. |
||||
1. |
Выделение факультативных часов на индивидуальную работу с одарёнными детьми. |
Ежегодно при формировании Учебного плана школы |
Администрация школы |
Реализация способностей учащихся в научно-поисковой, научно-аналитической деятельности.
|
2. |
Олимпиадное движение |
Ежегодно |
Руководители ШМО |
Повышение уровня мотивации учащихся в интеллектуальной и творческой деятельности
|
3. |
Проведение предметных недель |
Ежегодно в соответствии с графиком |
МС, руководители ШМО |
|
4. |
Предпрофильная подготовка |
Ежегодно |
Директор школы |
Профессиональное самоопределение учащихся |
5. |
Участие в окружных, городских, областных, российских и международных играх |
Ежегодно |
Методический совет |
Система работы педагогов школы по подготовке учащихся к научной деятельности |
6. |
Обеспечение развития творческих способностей одарённых детей в школьных творческих
коллективах: -ансамбль «Казаченька», - хоровой коллектив «Алые паруса», - студия ИЗО «Стиль» |
В течение учебного года |
Заместители директора по УВР и ВР, руководители творческих коллективов
|
Максимальная вовлечённость учащихся школы в активную творческую деятельность
в избранной ими области культуры и искусства. |
7. |
Функционирование на базе школы ДМШ № 9 |
В течение учебного года |
Директор школы |
Стабильная работа педагогов школы по художественно-эстетическому развитию учащихся на
разных ступенях обучения |
8. |
Дополнительное образование |
Ежегодно, на договорной основе |
Директор школы |
Максимальная вовлечённость учащихся школы в активную творческую деятельность
в избранной ими области. |
Модель взаимодействия программы «Одарённые дети» с другими программами школы